Рамочный взгляд
Когда прогуливаешься по улице, неважно, в городе, в лесу или в поле, взгляд редко останавливается на чём-нибудь надолго. Он легко скользит по разным предметам, поверхностям, перебегает по от лиц людей к деревьям и фасадам домов, в то время как мысли, почти не обращаясь к видимому здесь и сейчас, текут в каком-то своём независимом направлении.

Иное дело, когда идёшь с фотоаппаратом. Тут уже каждый вновь открывшийся вид, каждый новый предмет вызывает особенный интерес. И взгляд становится иным, и мысли сосредоточиваются на том, чтобы представить себе и вид, и предмет вырванными из общего контекста действительности, заключёнными в рамку, обездвиженными, «запечатлёнными».

Замечательно, что слово «запечатлеть» означает теперь нечто совершенно противоположное тому, что значило в старину. Прежде «запечатлеть» значило спрятать, скрыть, запечатать, (вспомните: скрыть за семью печатями), а вовсе не сохранить на память себе и потомству. И в каком-то смысле фотографический снимок действительно скрывает больше, чем показывает. Он сохраняет лишь малую часть, пряча весь остальной окружающий мир. Всё, что попало в рамку и было сфотографировано, отрывается от своего контекста, не обретая другого.

Иногда воображение способно без труда и довольно верно реконструировать недостающий антураж, особенно когда дело касается снимков известных зданий, улиц, площадей и т. п. В большинстве же случаев зрителю приходится иметь дело с одним лишь обрывком реальности, который, как ни крути, ни к чему из собственной памяти не приставишь. Всё, что к нему относится, заключено в нём самом: и смысл, и форма, и содержание. За пределами рамок нет уже ничего.

Таким образом рамка становится мысленно непроницаемой границей внутреннего мира фотографии, точно так же, как и картины, рисунка, скетча, словом, любого неподвижного изображения.
Людям свойственно метить границы. В этом стремлении выражается заложенное в нас природой чувство территориальности. Чётко обозначенные рубежи вселяют в нас спокойствие и уверенность. Чтобы убедиться в этом, достаточно оглянуться вокруг: ограды, заборы, шлагбаумы и пр. искусственно установленные вехи и пределы изобилуют повсюду, не говоря уже о виртуальных границах законов, государственных границах и т.п.

Видимо по этой причине начиная с эпохи Возрождения картины неизменно заключаются в деревянные рамы, создающие видимый предел их внутреннему миру. Когда фотографии печатают и вешают на стену, их тоже одевают в специальные, как правило минималистические рамки, с добавлением паспарту. С электронными изображениями, хранящимися в памяти компьютера, дело обстоит сложней. Почему-то считается, что обрамлять электронные фотографии рамками – дурной вкус, признак старомодности, чуть ли даже не китч.

Мне кажется, что «рамочный взгляд», необходимый фотографу для того, чтобы научиться видеть объект съёмки, выделять его из общей массы предметов и впечатлений, которыми наполнен мир, необходимо тренировать. Для этого рамка должна стать не только воображаемой границей, но и вполне реальной, видимой – так попросту легче учиться. А для зрителя она служит своего рода линией, определяющей пространство, внутрь которого должно устремляться его внимание. Может быть, кому-то из опытных фотографов и видавших всякие виды зрителей виртуальные рамки уже не нужны. Но мне они пока ещё кажутся вполне уместными.

Внизу, под этим текстом, расположены две фотографии, одна в рамке, другая – без неё. Щёлкните по ним, чтобы открыть в полном размере и скажите, какая из них, по-вашему, выглядит более сбалансированно, «цельно», на какую приятней смотреть?
Фотография "Дебри-3".
Фотография "Дебри-3".
Дебри-3.
Домашняя страница
Карта сайта
Контакты