Трясогузки на камнях. Вечер. 2022 г.
Трясогузки на камнях. Вечер. (2022 )
Загадки пейзажа
Часть 3.
Симметрия
В облике предмета есть какая-то
внутренняя, присущая ему правда,
которую должно открыть нам
его изображение. Это единственная
правда, имеющая значение.
Анри Матисс.
Природные объекты и их разнообразные комплексы, формирующие основу классического пейзажа, отличаются высокой степенью асимметрии. В этом смысле они решительно противостоят сбалансированно-утилитарному миру человеческих артефактов. Попробуйте найти в своём доме предметы, лишённые всех без исключения видов симметрии: центральной, осевой, зеркальной, вращательной, скользящей, винтовой. Сделать это будет непросто.

Разум ищет порядка, устойчивости, равновесия. В этом проявляется его сильнейшее желание замедлить перемены и быть, быть как можно дольше, воплощаться в совершенных предметах, которым суждено пережить многое из того, что устроено менее идеально. На фоне вселенского хаоса мало упорядоченных вещей и явлений гармония представляется ему чуть ли не единственным основанием, противостоящим самому времени. Отсюда возникают у нас такие чисто синтетические понятия как «вечное искусство», «непреходящее наследие» и тому подобные иллюзии из области популярной эстетики.

Одним из важнейших признаков гармонии является симметрия. Поэтому во всех пространственных искусствах: живописи, скульптуре, архитектуре, она играет ведущую роль. Согласившись с этим бесспорным фактом, давайте возьмём его на вооружение и попробуем использовать симметрию как средство для более глубокого проникновения в тайну притягательности пейзажной фотографии и жанра пейзажа вообще.

Связь гармонии а, следовательно, и симметрии с тем, что мы называем красотой, безусловна. Но если это так, то почему элементы живой природы с присущей им асимметричностью форм не кажутся нам безобразными? Напротив, сплошь и рядом их созерцание вызывает у нас эстетическое наслаждение. Конечно, растения не лишены симметрии полностью, особенно их отдельные части, такие как лист или венчик цветка. Однако симметрия эта никогда не бывает полной. Мы нигде не найдём, к примеру, двух абсолютно равных половинок листа, двух идентичных лепестков или побега с математически точным распределением узлов. Однако на этом уровне, можно сказать – микроскопическом уровне пейзажа, когда мы смотрим на самые малые его компоненты, симметрия всё же значительно превышает ту, которая встречается в более крупных масштабах.

От травинки к кусту, от куста к дереву, от дерева к лесу и от леса к далёкому взгляду с холма на окрестный ландшафт уровень общей симметрия в картине всё время уменьшается. А между тем, вид с холма в эстетическом плане может быть не менее приятен, чем взгляд на недавно распустившийся цветок. Правда, здесь уже вступают в силу иные «законы красоты», состоящие в распределении тёмных и светлых пятен, цветовых зон, их совокупного «веса», «баланса» и так далее. Всё это можно найти в учебниках по теории композиции. Там же мы встретим и тезис о том, что полная симметрия в произведениях искусства в общем-то нежелательна. Она производит довольно скучное впечатление, создаёт картины, лишённые жизни, движения, характера.

Возникает коллизия: красота невозможна без симметрии, в то время как излишняя симметрия порождает вялую, безэмоциональную красоту. Следовательно, для того, чтобы получить привлекательное изображение, необходим какой-то промежуточный вариант, выражаемый точкой на условном отрезке от полной симметрии к полному хаосу. Произвольна ли эта точка или она, подобно всему в нашем мире, подчиняется некой математической закономерности? И если верно последнее, то какой именно функцией могла бы определяться эта новоявленная переменная? Не той ли самой функцией масштаба? Чем мельче масштаб, тем выше требуемый уровень симметрии; чем крупнее, тем далее точка эстетической гармонии смещается в сторону хаоса. Так, например, абсолютно правильная кристаллическая решётка драгоценного камня формирует его миниатюрные грани, в блеске и сочетании которых мы находим несомненную красоту. С другой стороны, ночное небо, хаотически загромождённое звёздами, туманностями и галактиками, представляет собой, пожалуй, самое великолепное зрелище вселенского масштаба.

В какой-то степени данная мысль перекликается с передовыми идеями теоретической физики, в частности с теорией петлевой квантовой гравитации. Не противоречит она и современным эстетическим взглядам. Немецкий философ Теодор Адорно, к примеру, полагал, что влияние симметрии на наше восприятие прекрасного имеет разную степень эффективности. Беспорядочное кажется нам красивым до тех пор, пока мы сохраняем способность видеть, понимать или интуитивно чувствовать ту невидимую глубинную симметрию, на которой основано устройство созерцаемого предмета. Речь идёт, по сути, о двух взаимодополняющих уровнях упорядоченности: внешнем – видимом и внутреннем – умозрительном. Первый воспринимается нами непосредственно в готовом законченном виде, второй формируется в результате сложных мыслительных процессов. Сумма этих впечатлений и даёт нам в итоге представление о степени общей симметрии воспринимаемого объекта.

Что же лежит в основе мыслительного процесса, определяющего подспудную симметрию, о которой пишет Адорно? Какой критерий играет здесь ведущую роль?

С давних пор, а точнее – с конца XVIII века, одним из главных критериев для оценки прекрасного служит понятие характерного. Красиво всё то, что совершенно, а совершенно лишь то, что наилучшим образом соответствует цели, которую ставили себе природа или искусство при образовании предмета по его роду и виду. Автор этой гипотезы – немецкий археолог Алоис Гирт считал, что красота (и присущая ей степень симметрии) объекта зависит от его конфигурации. Желая составить себе представление о красоте предмета, – писал он, – мы должны обратить наибольшее внимание на конституирующие его индивидуальные признаки, ибо эти признаки как раз и являются тем, что в нём характерно.

Другими словами, прекрасное есть не что иное, как наиболее совершенный (приближающийся к идеалу) образец среди большого числа однородных объектов: самое типичное дерево среди других деревьев, дом – среди прочих домов и. т. д. Идеализм этого представления вполне соответствовал эпохе, в которую жил автор. Тем не менее, мысль его была подхвачена Гегелем и, пройдя сквозь века, сохранила актуальность доныне. Нам она интересна прежде всего тем, что на её основании можно сделать несколько выводов, прямо относящихся к нашей сегодняшней теме. Первые два вывода будут касаться визуального уровня восприятия формы, последующие – интеллектуального или аналитического. Эмоциональный уровень мы пока что оставим в стороне.

Итак, во-первых, следует согласиться с тем, что нельзя рассматривать предмет с эстетической точки зрения в отрыве от его частей, так как именно эти части определяют степень его симметричности и вообще создают его внешний облик. Отсюда легко прийти к уже рассмотренной нами закономерности: чем проще устроен объект, чем меньше в нём компонентов и «характерных черт», тем выше его внешняя симметрия. Сравните, к примеру, две трёхмерные геометрические фигуры – шар и конус. При сопоставимых размерах облик первого значительно проще и лаконичнее второго.

Конечно, отнюдь не всегда мелкие предметы устроены проще крупных. Однако общая тенденция упрощения внешней формы природных объектов по мере их миниатюризации, по-моему, очевидна. Большое, состоящее из множества мелких частей, несёт в себе сумму их отличительных черт. Так, скала и её небольшой обломок могут включать в себя один и тот же состав минералов, но в силу разницы в масштабах никакой микроскоп не позволит найти в обломке столько же впадин, выступов, плоскостей, трещин и углов, чтобы его хотя бы отдалённо можно было сравнить в этом смысле со скалой в одинаковом приближении. Правда, чем дальше мы будем удаляться от скалы, тем более она начнёт походить на обломок за счёт неминуемого скрадывания мелких деталей в её облике. Но и масштаб скалы в нашем поле зрения также будет уменьшаться пропорционально расстоянию, пока не сравняется с масштабом обломка, зажатого в руке.
Пример 11. И. И. Шишкин. Камни. 1890-е.
Пример 11. И. И. Шишкин. Камни. 1890-е.
Второй вывод заключается в том, что близкие по роду предметы должны обладать сопоставимыми принципами внешней и внутренней организации. Иначе из их индивидуальных обликов не получится выделить характерные родовые черты. Это, казалось бы, очевидное до банальности умозаключение очень важно, потому что даёт нам право предполагать существование целого набора универсальных признаков, присущих широкому кругу объектов. Там, где наблюдаются подобные признаки, появляется возможность для их систематизации, изучения и анализа. Возникает, хотя и ограниченная, возможность рассуждать о принципах симметрии, типичных для целых природных комплексов, ландшафтов и кто знает? – может быть для природы вообще. А это уже огромный шаг в сторону более глубокого проникновения в тайну сложной гармонии пейзажа!

С практической точки зрения мы получаем метод визуального изучения облика природы, состоящий в движении от простого к сложному с сохранением более или менее постоянных ориентиров. Поясню эту мысль на примере.

Давайте присмотримся к дереву как сумме его частей. Внешнее устройство побега в целом схоже с устройством всего растения. Лепестки и чашелистики венчика – суть те же листья. Срезы ветвей, корней и целого ствола дают одинаково круглую форму. Далее, дерево в целом сходно своей анатомией с кустарником, кустарник – с кустарничком, а от кустарничка уже совсем недалеко до какого-нибудь травянистого растения вроде дербенника или очитка.

Получается, что буквально все высшие представители растительного мира обладают сходными чертами. Мало того, наблюдается несомненное тождество симметрии крупного объекта и его компонентов. Значит, изучение этой симметрии можно начать с малого: с отдельных листьев, ветвей, почек – всего того, что задаёт типическую форму, характерную для флоры наших широт. Не так уж и важно, будет ли эта форма проанализирована сознательно или прочувствована на уровне интуиции. Главное, чтобы о ней сложилось законченное рабочее представление.

Иногда говорят о том, что кто-то не видит за деревьями леса. Я бы сказал иначе: часто за лесом не видят деревьев. Малое легко теряется в большом. Но если малому, как мы предположили, присуща более высокая степень внешней симметрии, то и начинать нужно именно с него. Простая и очевидная закономерность легче укладывается в голове. Недаром многие художники, включая всемирно известных мастеров пейзажа, пристально изучали мелкие детали в облике как живого, так и неживого мира. Иллюстрацией тому могут служить примеры 11 и 12 с изображениями этюдов-штудий Ивана Ивановича Шишкина. Обратите внимание, с каким удивительным мастерством и правдоподобнстью передана форма камней на примере 11, какими выпуклыми, почти трёхмерными они кажутся! И как художник раз за разом методично выписывал зонтики сныти, стараясь схватить самую суть внешнего устройства этого растения.
Пример 12. И. И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1884.
Пример 12. И. И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1884.
Фотографии отдельных объектов природы или их частей, взятых изолированно от окружающей обстановки, я называю фрагментами пейзажа. Они отличаются от самостоятельных снимков тем, что в них можно уловить те же самые основополагающие принципы организации, расстановки, взаиморасположения, членения и. т. д. изображаемых частей, что характерны и для целого в виде законченного пейзажа. Условно я подразделяю фрагменты на четыре категории в зависимости от масштаба:
1) Сверхмелкие – в основном это макрофотография (пример 13).
2) Мелкие – отдельные ветви, листья, цветы, камни и тому подобные объекты, снятые чаще при помощи длиннофокусной оптики (пример 14).
3) Средние – группы некрупных объектов разного рода или один объект небольшой величины (пример 15).
4) Крупные - это уже почти настоящий пейзаж, но сфотографированный не в качестве такового, а для уяснения себе некоторых пространственных или иных закономерностей, наблюдаемых в устройстве или взаимном расположении объектов (пример 16).
Пример 13. Травяной завиток. 2022.
Пример 14. Последняя веточка шиповника. 2022.
Пример 15. Луч света в тёмном царстве. 2021.
Пример 16. Деревья на яру. 2021.
Фрагменты могут быть красивыми сами по себе, а могут и не быть. Эстетическая привлекательность их – отнюдь не главная цель. Мало того, как видно из примеров 14, 15 и 16, для лучшего выявления особенностей формы я предпочитаю снимать свои штудии в чёрно-белом режиме. Существует распространённое мнение, будто только плохой пейзаж выглядит лучше в монохроме. С этим можно поспорить, но в данном случае спор беспредметен, так как снимается не пейзаж, а его фрагмент, и притом со строго определённой целью, имеющей отношение к форме и симметрии. Глаз лучше воспринимает очертания, скомпонованные в графических образах, лишённых цветовых ассоциаций.

Упражняясь в первом, визуальном уровне восприятия, нелишним будет освоить технику мысленного абстрагирования от второго – интеллектуального уровня. В мире есть немало адептов такого подхода к созерцанию в процессе создания живописи, рисунка, скульптуры. Самая известная среди них – американская писательница и педагог Бетти Эдвардс рекомендует своим ученикам приостанавливать на время наблюдений все логические процессы, протекающие в сознании. Для этого она предлагает отказаться от вербализации мыслей, перестать именовать увиденные предметы в голове и вообще думать образами, а не словами. Вначале для развития такого навыка потребуются изрядные усилия воли, но потом постепенно практика безмолвного созерцания войдёт в привычку и станет почти бессознательной.

Подход, безусловно, многообещающий хотя бы потому, что не худо уметь очищать свой ум от словесного шума. Но наша задача теперь состоит не только в том, чтобы наблюдать, но и в том, чтобы понимать наблюдаемое. Заметив где-либо какой-то непредвиденный порядок, едва уловимую симметрию, существующую как будто без видимой цели, мы невольно задаёмся вопросом: на чём же она основана? То есть переходим к тому аналитическому уровню оценки красоты, который, по мысли Адорно, необходимым образом дополняет уровень визуальный.

Так мы вплотную приближаемся к третьему выводу, проистекающему всё из того же понятия характерного. Он до некоторой степени противоречит идеалистической трактовке Гирта-Гегеля, вернее, уточняет её в духе более современного нам прагматизма. В принципе верное на мой взгляд определение: «прекрасное есть не что иное, как наиболее совершенный образец среди большого числа однородных объектов», мы дополним одним ключевым пояснением. Совершенство в области признаков живых природных объектов мы будем толковать как наиболее высокую степень их целесообразности. Совершенно всё то, что наилучшим образом приспособлено к существованию в данных условиях.

Подобная эволюционная трактовка в принципе уместна и для неживой природы, так как, согласно учению об энтропии, с течением времени она претерпевает множественные трансформации, ведущие к более равномерному распределению частей в составе целого. Таким образом, степень развития неживой системы также может меняться в зависимости от внешних и внутренних условий и приспосабливаться к этим условиям в соответствии с законами термодинамики.

Исходя из этого, сцены живой и неживой природы, изображаемые на пейзажах, предстают перед нами не как бессистемные суммы объектов, сгруппированные каким-то случайным образом, а как сложные комплексы интегрированных систем, общая форма и конфигурация которых определяется условиями их существования. Более гармоничные комплексы отличаются от менее гармоничных глубиной этой взаимной интеграции. Чем выше интегрированы отдельные элементы в свою экосистему, тем более они приспособлены к окружающей среде.

Даже не обладая обширными знаниями в физике, геологии и ботанике, можно с лёгкостью отличить на глаз здоровую, процветающую и, следовательно, красивую экосистему от угнетённой, нарушенной и, значит, некрасивой. Каждый способен на это без всяких усилий, почти инстинктивно. Гораздо труднее сознательно выделить признаки той и другой системы, проникнуть, если так можно выразиться, под поверхность явлений, туда, где живут закономерности.

Вот как определил эту мысль французский учёный ХХ века Шарль Лало в своей книге «Введение в эстетику»: «Идея или закон не даётся пассивно самими явлениями; закон находится в них потенциально, а не актуально, он извлекается из явлений усилиями мысли».

Напомню ещё раз, так как это чрезвычайно важно, что здесь мы совершенно опускаем эмоциональный аспект восприятия пейзажа и говорим о чистой форме, одной из внешних характеристик которой служит симметрия. О содержании, присущем тем или иным художественным образам, об их духовном наполнении речь пойдёт в дальнейшем. Пока же нужно сконцентрироваться на том, что живое видение или, если хотите, понимание красоты природы, её симметрии на чисто интеллектуальном уровне не приходит само по себе. Для этого, как и для совершенствования всякого другого навыка, нужны тренировки. Но если с визуальными наблюдениями всё понятно, то как развить в себе более острую аналитическую способность оценивать увиденное?

Этот вопрос подводит нас к четвёртому, и может быть самому главному выводу из всего вышесказанного: для понимания внутренней гармонии природы нам недостаточно внешних данных о ней. То, что мы видим, должно быть дополнено знанием, позволяющим разуму судить о совершенстве (то есть степени целесообразности) того или иного явления, того или иного природного объекта.

Если мы желаем проникнуть в тайну пейзажа, проникнуть по-настоящему, а не на уровне смутных ощущений, нужно стремиться узнать о природе как можно больше. Ведь видеть и чувствовать – ещё не значит понимать. Без знаний нельзя задействовать второй – внутренний уровень восприятия образов природы. Лишь способность к такому восприятию даёт нам возможность мысленно перемешать ту неуловимую точку гармонической симметрии на воображаемой прямой от полного хаоса к абсолютному совершенству, от которой зависит наше осознание прекрасного.

Австрийский композитор Арнольд Шёнберг писал: «природе не свойственна симметрия, поэтому нужно не стремиться навязывать её природе в изобретениях, а следовать природе, подражая ей, однако и модифицируя её». Мне кажется, что без целого комплекса научных знаний и опыта успешная модификация такого рода будет немало затруднена. Конечно, живописцу или скульптору не нужно быть профессором анатомии, чтобы создавать изображения людей. Но разве могут они обойтись без глубоких знаний об устройстве человеческого тела? Так же и авторы пейзажей тем лучше делают свою работу, чем больше имеют различных сведений о мире и… о себе. Ведь остаётся же всё-таки ещё и сугубо эмоциональный подход к оценке и созданию пейзажа, который лежит в несколько иной плоскости человеческого творчества и восприятия. Об этом я постараюсь поговорить в будущем. А следующая часть настоящего цикла по необходимости будет посвящена цвету, о котором до сих пор было сказано крайне мало.
Дополнительные примеры фрагментов пейзажей можно найти на страницах фотозаметок в рубрике "Размышления в образах".
Небо и ветви дерев
Октябрь. Дождливый день
Домашняя страница
Карта сайта
Контакты